Логистическое решение для тувинского угля. Печать
13.12.2010 09:07

Для вывоза угля из Республики Тува, не имеющей железнодорожного сообщения, в начале 2010 года была организована смешанная схема, предполагающая доставку автотранспортом до ст. Минусинск (Красноярский край), а затем погрузку в полувагоны в адрес конечных потребителей.

По итогам аукциона по продаже Каа-Хемского разреза, проведенного год назад, в ноябре 2009-го, победителем было признано ООО "Тувинская горнорудная компания" (ТГРК, находится под управлением холдинга En+ Coal). ТГРК, владеющая также Чаданским угольным разрезом, является одним из крупнейших предприятий Республики Тува и основным поставщиком угля для республиканских ТЭЦ, муниципальных котельных, а также населения. Кроме того, угли Каа-Хемского разреза используются в металлургии за пределами республики. Балансовые запасы угля оцениваются в 73 млн тонн.

Тува – настоящая кладовая коксующихся углей, дефицит которых остро ощущают металлургические предприятия России. После аварии на шахте "Распадская" именно тувинский уголь смог частично восполнить спрос. Как сообщил коммерческий директор ООО "Тувинская горнорудная компания" Юрий Тимченко, по итогам за 2010 год внутренний республиканский рынок с Каа-Хемского разреза получит порядка 400 тыс. тонн угля. На внешний рынок (за пределы республики) будет доставлено 250 тыс. тонн.

Отправкой угля с Каа-Хемского разреза на внешний рынок занимается ООО "Саянский уголь", а грузоотправителем выступает ООО "ТрансГрупп", которое и привлекает под перевозку автомобильный транспорт. Совместно с Первой грузовой компанией в начале 2010 года была создана смешанная логистическая схема перевозок тувинских углей.

Чтобы подвезти уголь к железной дороге, нужно преодолеть более 400 км автотранспортом. Постоянно на линии Каа-Хем (Республика Тува) – Минусинск (Красноярский край) курсирует более 200 грузовиков. Рейсы выполняются круглосуточно. В зимний период работа осложняется состоянием федеральной трассы М-54 "Енисей", которая пролегает через горные хребты Саянских гор и относится к первой категории сложности. Зимой здесь выпадает много осадков, с которыми снегоуборочная техника не всегда справляется. Кроме того, велика опасность схода снежных лавин. Нередко трасса перекрывается, и тогда грузовики с углем просто-напросто простаивают. Но даже в летний период проезд по этой дороге представляет немало сложностей. Высота самого сложного перевала, который преодолевают груженные углем автомобили, – Буйбинского – составляет 1,4 км.

Поначалу перевозки осуществлялись преимущественно автомобилями КАМАЗ. "Постепенно к работе привлекались юридические и физические лица, владеющие более современными моделями. Практика показала, что китайские автомобили не выдерживают конкуренции, а вот SCANIA показывают наилучшую выносливость", – рассказывает директор ООО "ТрансГрупп" Александр Греков.
Приходящий на ст. Минусинск уголь выгружается из автомобилей, после чего отгружается в полувагоны ОАО "Первая грузовая компания". Сейчас основным потребителем угля с Каа-Хемского разреза является обогатительная фабрика "Щедрухинская" (входит в состав холдинга ЗАО "ТопПром"), расположенная в г. Новокузнецке. Таким образом, отправки осуществляются по короткому плечу, что удобно и для оператора, и для грузоотправителя. Для первого это быстрый оборот парка, для второго – выгодный тариф. "Дополнительно создана эффективная логистическая модель – под перевозки тувинских коксующихся углей подаются поступающие с востока порожние вагоны ПГК, которые после выгрузки на станциях назначениях используются там же под следующую погрузку", – объясняет директор Красноярского филиала ОАО "ПГК" Иван Никонов.

В месяц ПГК предоставляет под погрузку угля, приходящего с Каа-Хемского разреза, до 500 полувагонов. Погрузка производится с двух площадок ст. Минусинск. Сейчас рассматривается вопрос открытия дополнительных площадок. Кроме того, постепенно планируется отказаться от погрузчиков и перейти на использование более современных погрузочных механизмов.

В следующем году Тувинская горнорудная компания планирует увеличить объем отправок угля с Каа-Хемского разреза за пределы республики вдвое – до 500 тыс. тонн. "Чтобы освоить эти объемы, помимо поставки дополнительной горной техники необходимо увеличить привлекаемый парк автомобилей. Мы сейчас обсуждаем вопрос приобретения грузовиков в собственность. С учетом того, что востребованность в них оценивается минимум в 10 лет, эти инвестиции успеют окупиться", – убежден генеральный директор ООО "Саянский уголь" Игорь Старинец.

В то же время большие надежды угольщиков связаны со строительством железнодорожной ветки Кызыл – Курагино, которая позволила бы значительно увеличить продажи тувинского угля и сократить транспортные расходы. В настоящее время перевозка тонны угля автотранс¬портом стоит 900 рублей, а железнодорожный тариф был бы примерно вдвое меньше. Это особенно важно, учитывая перспективы рынка коксующегося угля. После полного ввода "Распадской" тувинский уголь может стать неконкурентоспособным именно ввиду высокой транспортной составляющей.

Разрез готов и дальше наращивать объем добычи угля. По словам Ю. Тимченко, уже в ближайшие два-три года ТГРК способна довести добычу до 1–1,2 млн тонн. Однако главной проблемой остается нехватка транспортной инфраструктуры. Если еще несколько лет назад заявлялось, что железнодорожная линия Кызыл – Курагино будет введена в эксплуатацию в конце 2013 года, то сейчас эти планы существенно скорректированы и никто уже не берется назвать более-менее точные сроки появления ветки.

Источник: